Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель взаимного информирования – раннее выявление и профилактика случаев насилия с несовершеннолетними, своевременное оказание социально-правовой, медико-психологической помощи, обеспечение безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних, подвергшихся насилию, повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимых форм помощи различными субъектами системы профилактики в сфере их компетенции.
Особую роль в выявлении фактов насилия на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения (в том числе для неорганизованных малолетних детей), которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.
Поскольку сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ЗАПОДОЗРИТЬ НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
- Необъяснимо возникшие кровоподтеки;
- следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной петли);
- наличие на голове участков кожи без волос, кровоподтеки на голове;
- необъяснимые следы от ожогов;
- необъяснимые повреждения и переломы костей, вывихи, раны, синяки (на щеках, глазах, ушах, губах, животе, ягодицах, плечах, бедрах, синяки в виде отпечатков пальцев);
- на теле ребенка имеются следы разной давности (раны, кровоподтеки, ссадины и т. д.);
- рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для сотрясения головного мозга;
- ребенок часто выглядит уставшим или больным.
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ:
- страх при приближении родителя к ребенку («группирование» при попытке взрослого дотронуться или погладить по голове);
- пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность, негативизм;
- общее избегание физического контакта;
- застывший, испуганный взгляд (наблюдается и у грудного ребенка);
- необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребенок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут);
- страх перед уходом из школы/детского сада домой;
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ:
- эмоциональная невосприимчивость, равнодушие;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние, депрессивность;
- сосание пальцев, монотонное раскачивание, нервный тик;
- замкнутость в себе;
- склонность к уединению, неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
- не проявляет интереса к играм;
- низкая самооценка;
- беспокойство или тревожность;
- задумчивость или, наоборот, агрессивность;
- избыточная потребность во внимании;
- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
- ночные приступы страха, нарушение сна, аппетита;
- ночной и/или дневной энурез (недержание мочи);
- психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, сообщение ребенка, что ему плохо и т. д.;
- замедление физического и общего развития ребенка.
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ:
- экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости, инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия); переедание (булимия).
-повреждения в прямой кишке, покраснение, расширение ануса, ослабление сфинктера, запоры.
- нарушение целостности девственной плевы, свежие повреждения (раны, ссадины), вагинальные кровотечения, сопутствующие инфекции.
- Синяки и/или укусы на внутренней поверхности бедер, груди, ягодицах, нижней части живота;
- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
- резкие изменения веса (потеря или прибавление).
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ
- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
- не соответствующие возрасту сексуальные знания;
- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым
- рассказывает истории сексуального содержания, рисует сексуальные сюжеты или фантазирует на тему сексуального насилия.
- замкнутость, стремление к уединению, уход в себя;
- постоянная депрессивность, грустное настроение;
- частая задумчивость, отстраненность;
- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;
- чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
- ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
- отчуждение от братьев и сестер;
- терроризирование младших детей и сверстников;
- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей).
боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;
- сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
-боязнь раздеваться;
- стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости;
- навязчивые страхи;
-головная боль, боли в области желудка и сердца.
Возрастные особенности психического состояния и поведения, позволяющие заподозрить насилие в отношении несовершеннолетнего:
Возраст 0–6мес.: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы.
Возраст 6мес.–1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, испуг при попытке взрослых взять на руки, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, хныканье, замкнутость, печаль.
Возраст 1,5–3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от агрессивности до безучастности.
Возраст 3–6 лет: пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирение со случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (проявление действий или поступков, характерных для более младшего возраста), болезненное отношение к критике; агрессивность, лживость, жестокость по отношению к животным, младшим; воровство, склонность к поджогам; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т.п.
раскрыть » / « свернуть