1. “Построй домик”.
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).
Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.
2. “Собери цветочек”.
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.
Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.
Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.
3. “Солнышко”.
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).
Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.
4. “Собери яблочки”.
Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.
Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.
Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.
5. “Украсим елочку”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.
Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.
Ход занятия: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.
6. “Напои куклу чаем”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.
Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.
Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.
7. “Кукла наряжается”.
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.
Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.
Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.
8. “Украсим комнату флажками”.
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.
Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.
Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.
9. “Собери бусы”.
Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми - один ребенок собирает бусы с одного конца, другой - с другого.
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.
Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.
Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.
Далее я решила игры немного усложнить. Помня о том, что основная задача - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.
10. “Сложи пирамидку”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.
11. “Веселые матрешки”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.
12. “Сложи снежинку”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.
Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.
13. “Подбери фигуры”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть одни треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.
Ход игры: строится по типу игры “Доска Сегена”. Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например “Л”, и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться “Украсим платье” или “Украсим кофточку”.
1. Игра «Кто (что) за дверцей»
Картинки, в названиях которых находится проблемный звук, просто называть с целью автоматизации звука достаточно скучное занятие для ребёнка-дошкольника, поэтому логопеды не устают придумывать различные приёмы, которые, напротив, делали бы этот процесс интересным. Таким приёмом, например, является игра «Зеркало», подсмотренная у логопеда-практика, Лебедевой Ирины Леонидовны. Практикующие логопеды хорошо знают её пособия «Трудный звук, ты наш друг!», насыщенные замечательными играми с картинками.
Я вместо зеркала использую дверцу, сделанную из листа картона или тонкого пластика и делаю в дверце небольшое отверстие (замочную скважину).
Сначала знакомимся с картинками, отхлопывая названия. Далее ребёнок закрывает глаза, а я прячу одну из картинок за дверцей. Маленький кусочек картинки виден в замочную скважину, и ребёнок пытается по нему отгадать спрятавшуюся картинку. Картинка появляется лишь в том случае, если ребёнок ПРАВИЛЬНО её назовёт.
2. Образование относительных и притяжательных прилагательных и автоматизация проблемного звука.
С помощью картинок программы «Автоматизация согласных» можно подготовить задания для развития грамматического строя речи. В данном случае я предлагаю задание на образование относительных и притяжательных прилагательных и автоматизацию звука Л в начале слова.
Подобранные картинки разрезаются . Логопед отбирает первые слова из пары и предлагает ребёнку подобрать второе слово. Например, «Суп из чего? – «Из лука» – «Суп из лука какой?» - «Луковый». Ребёнок приклеивает пары картинок в тетрадь и ещё раз проговаривает получившиеся словосочетания.
Примеры словосочетаний:
Суп из лука (какой?) – ...,
Лапти из лыка (какие?) – ...,
Палки для лыж (какие?)– ...,
Станция для лодок (какая?) – ...,
Дорожка от луны (какая?) – ...,
Следы лошади (чьи?) – ...,
Следы лося (чьи?) – ...,
Гнездо ласточки (чьё?) – ...
Картинки для указанных словосочетаний можно скачать с моего сайта, а для других – подобрать самостоятельно с помощью программы «Автоматизация согласных».
1. «Несуразицы»
Картинки с одного листа разрезать и разложить лицевой стороной вниз.
Взрослый задаёт вопросы различного характера: Что мы сегодня ели? Кто катается на велосипеде? Кто выпрыгнул из кастрюли? И т.п. Ребёнок на каждый вопрос берёт картинку и с её помощью отвечает. Случаются очень забавные ответы, и веселью нет предела.
Потом по картинке можно вспомнить вопрос.
2. «Ходилка»
Для игры потребуется кубик с числами от 1 до 3 и фишки-ходилки.
Картинки с 1 листа выложить в ряд друг за другом лицевой стороной вниз, при этом ребёнок старается запомнить последовательность выложенных картинок. Подбросив кубик, ребёнок делает выпавшее количество ходов и пытается вспомнить, на какой картинке остановился. Если он правильно вспоминает и называет её, то переворачивает и остаётся на ней, если же картинка названа неверно, то игрок имеет право её посмотреть, но из-за того, что не назвал её «вслепую» возвращается на прежнюю позицию.
Выигрывает тот, кто первым дойдёт до конца.
Отдельный бонус ребёнок может получить, назвав снова все картинки из игры.
3. «Соедини по смыслу»
Картинки с одного или с двух листов разрезаются и группируются парами по смыслу. При затруднении взрослый помогает. Потом картинки переворачиваются лицевой стороной вниз, и ребёнок по первой картинке пытается вспомнить вторую.
4. Запомни картинки по размеру.
Разложить картинки с предметами с одного листа от самого маленького к самому большому, перевернуть их, потом постараться назвать в той же последовательности.
5. "Большой лабиринт"
На листе большого формата наклеиваются полоски скотча, образующие ходы в разных направлениях. Определяется место Входа в лабиринт и место Выхода.
Также в разных местах наклеиваются под скотч картинки, в названии которых есть требуемый для автоматизации звук.
Ребёнок проводит маркером дорожку и называет картинки, встречающиеся на пути. Его задача назвать все картинки, размещённые в Лабиринте и выйти из него.
Потом ребёнок вспоминает предметы, которые ему встретились в Лабиринте.
6. "Пальчики учатся говорить"
Эта игра разработана на основе нейропсихологических методик и будет способствовать развитию тактильного гнозиса, коррекции произношения, обогащению словаря.
Необходимо приготовить карточки с наклеенными на них рельефными деталями из подручных материалов. На карточках также должен быть прозрачный кармашек. Лучше всего для этого подходят странички из фотоальбома.
Сначала берётся 2-3 карточки, в кармашках которых находятся картинки с проблемным звуком. Ребёнок ощупывает пальцами рельефную фактуру под картинкой, описывает свои ощущения и запоминает картинку.
Потом логопед просит ребёнка закрыть глазки и определить картинку с помощью пальчиков: «Пусть пальчики сами назовут слово»
Ребёнок получает картинку или приз за правильно произнесённое слово.
Постепенно количество карточек в игре увеличивается.
7. "Лабиринт Гномика"
Распечатать лабиринт.
С помощью программы "Автоматизация согласных" выбрать 9 картинок, в названии которых есть нужный для автоматизации звук. Ребёнок приклеивает их в лабиринте (на месте смайликов). Задача Гномика (и ребёнка) – собрать все картинки, двигаясь по стрелочкам и раскарашивая их, при этом изображения на картинках нужно называть в уменьшительном значении.
Потом, закрыв лабиринт, постараться назвать все картинки, которые нашёл Гномик.
раскрыть » / « свернуть